Қарағанды қ. Гоголь көш 31, каб 201,204 | +7 (7212) 400861 400862

Человеческое достоинство: конституционный принцип неприкосновенности.

gussЮрий Гусаков

 директор Карагандинского областного филиала Казахстанского Международного Бюро по Правам Человека и соблюдению законности

Конституционный принцип неприкосновенности человеческого достоинства (ст. 17 Конституции РК) обусловлен значимостью человеческого достоинства для концепции прав человека, в которой понятие о неотъемлемом, врожденном человеческом достоинстве является основным. Это так без всяких сомнений. Однако выскажу некоторые соображения, которыми, на мой взгляд, необходимо поделиться для полного понимания  конституционного запрета на пытки, на недопустимость унижения человеческого достоинства, недопустимость жестокого обращения и наказания с гражданами Республики Казахстан, в первую очередь, со стороны государственных  органов.

О человеческом достоинстве… Очень часто представители научных кругов нашей страны употребляют этот термин или понятие «человеческое достоинство» применительно к личному достоинству человека и, в последующем, развивают юридическую мысль в том или ином направлении, имея в виду только эту составляющую – достояние личности. И здесь возникает достаточно много разночтений. Поэтому и появляются на свет различные «представления» о человеческом достоинстве: «достоинство граждан», «личное человеческое достоинство», «женское человеческое достоинство», «человеческое достоинство несовершеннолетнего», «достоинство личности» - вариантов чрезвычайно много. И, может быть, поэтому имеется такая путаница в умах тех, кто призван обеспечивать в государстве принцип неприкосновенности ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА. Ведь ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО - это тот самый номинал, который присущ всем и каждому. Это то, к чему прибавляет (или нет) каждая личность в своей жизни.

Возникает такая путаница, отчасти, еще и потому, что система образования (и высшая школа и среднее образование) не дает сегодня гражданам Казахстана чёткого осознания принадлежности к единой человеческой семье только потому, что все мы обладаем человеческим достоинством, которое является абсолютно одинаковым для мужчин и женщин, граждан страны и иностранцев, детей и взрослых, преступников, жертв преступлений и полицейских, стоящих на страже наших прав… Нонсенс, но именно система образования тормозит на сегодня утверждение нашего государства светским, демократическим, социальным, (подчеркну особо:) правовым и уважающим права и свободы человека, фундаментом для которых и является человеческое достоинство. А поскольку понятийно фундамент достаточно размыт и противоречив – противоречиво отношение государственных мужей к нашим конституционным ценностям прав человека, постулатам, выраженным в триаде:

  • Власть может и должна ограничиваться людьми;
  • Человек, отстаивая свои права, может предъявлять претензии к государству;
  • Личный автономный мир человека неприкосновенен для государства.

Это почему же? – спросят некоторые из них, не понимая, что это сами собой разумеющиеся истины…

И в этой связи хотелось бы, чтобы представители  Казахстанской высшей школы и науки обратили внимание на теоретические наработки своих коллег, чьи работы посвящены понятию критериев и показателей эффективности конституционно-правовых норм, в том числе - конституционному правосознанию как таковому в различных группах и сообществах. В своих работах авторы указывают на необходимость разрешать противоречия между постоянно развивающимся конституционным законодательством (признающим высшей ценностью права человека) и механизмом его реализации применительно к отдельным группам населения. Существо этих противоречий применительно к Казахстану состоит в следующем:

1. Повышение эффективности механизмов реализации прав и свобод человека напрямую связано с укреплением понимания конституционной системы защиты прав человека, в которой стимулирующую роль выполняет правосознание, обеспечивая активизацию разнообразных средств, предусмотренных в законодательстве. Если нет такого укрепления, то нельзя говорить не только о повышении, но и об эффективности таких механизмов.

2. Правовые нормы (некоторые) действующего законодательства противоречат основным правам и свободам человека, закрепленным в Конституции. Признать их неконституционными невозможно без реализации того самого конституционного правосознания, стимулирующего обращение граждан с жалобами и заявления в судебные органы. К сожалению, граждане не всегда полны решимости и желания инициировать такие процессы, если это не касается напрямую их имущественных прав. Национальный план действий в области прав человека на 2009-2012 годы предусматривал такие процессы. Однако не всё запланированное удалось реализовать.

3. Отсутствие анализа информации о последствиях невыполнения органами государственной власти их полномочий, закрепленных в конституционном законодательстве, приводит к информационному вакууму, неблагоприятно воздействующему на правоприменительный и правотворческий процессы.

4. Потребность в реализации норм Конституции, признающей высшей ценностью права и свободы человека, наталкивается на отсутствие профессиональной грамотности (знания и понимания конституционного законодательства) государственными служащими, в том числе сотрудниками правоохранительных органов, деформацию их правосознания, трудность участия в этом процессе Уполномоченного по правам человека в РК, Комиссии по правам человека при президенте Республики Казахстан.

Наша с вами действительность такова. Необходимо просто согласиться с тем, что развитое конституционное правосознание граждан Республики Казахстан и всего общества воздействует на процесс реализации основных прав и свобод человека. И если вдруг оно отсутствует, то о совершенствовании правоприменительной деятельности органов государственной власти по правовому обеспечению прав человека говорить не приходится. Усилия государственных мужей на этом поприще будут тщетны, какое бы высокое положение они не занимали.

О противоречиях я уже упоминал. О необходимости ликвидации путаницы по поводу понятия человеческого достоинства (в отличие от личного достоинства человека) сказано выше. На мой взгляд – это те вопросы теории и концепции прав человека, над которыми следует работать и работать. В том числе, возможно, изменяя и совершенствуя некоторые нормы Конституции Республики Казахстан и действующего в этой сфере законодательства РК.

Что же касается последних изменений в Конституции Республики Казахстан, внесенных в мае 2007 года, – совершенно понятным было введение в Конституцию Республики Казахстан обособленного института консультационно-совещательного ранга - Ассамблеи народов Казахстана. Этот (уже конституционный) институт, как ни один другой, работает в полную силу на стабильность и согласие казахстанцев. На мой взгляд, было бы последовательным закрепить в основном законе страны и институт Уполномоченного по правам человека, Комиссию по правам человека при Президенте Республики Казахстан. Это было бы в логике следования декларациям первой статьи Конституции нашей страны. Не говоря о том, что Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан должен обладать дополнительными функциями и особым статусом в соответствии с Парижскими принципами, которые предлагалось ранее закрепить конституционным законом. Если же говорить об остальных поправках в Конституцию – наше Бюро распространяло достаточно взвешенный анализ нововведений, отмечая положительно совершенствование судебной системы и укрепление защиты прав и свобод человека посредством введения судебного санкционирования ареста и отмены (фактически) смертной казни. Тем не менее, возвратиться к теме конституционного упрочения статуса и положения государственных правозащитных институтов необходимо.

Вот такие ответы на поставленные вопросы. Все они лежат в плоскости теории. Квалифицировать известные нам факты унижений человеческого достоинства нет никакой необходимости, поскольку нет должного системного общественного мониторинга противоправных действий и соответствующей проработки его результатов в подразделениях силовых ведомств для недопущения повторных нарушений другими сотрудниками. Задам себе и попробую ответить на вопрос о том, как и каким образом гражданское общество могло бы способствовать повышению эффективности обеспечения неприкосновенности человеческого достоинства у нас в Казахстане?

Положительные и серьёзные сдвиги в этой сфере следует отметить. Министерство юстиции РК, институты гражданского общества, национальные правозащитные учреждения, международные организации  достаточно серьёзно работали над законопроектом, предусматривающим создание НПМ (Национального Превентивного Механизма) по предотвращению пыток в закрытых учреждениях различных ведомств нашей страны. В 2013 году такой закон был принят, а в 2014 году такой механизм был создан и заработал. Наработанная за истекший год практика применения НПМ требует некоторой корректировки, но уже сегодня можно говорить о состоявшемся правозащитном институте, способствующем уважению человеческого достоинства в Республике Казахстан.

Особо следует отметить ряд инициатив и издание согласованных подзаконных актов (совместных приказов) после выхода в свет Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан №7 от 28 декабря 2009 года «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания». Ведь эти инициативы способствовали появлению Национального Превентивного Механизма по предотвращению пыток в Республике Казахстан: его институализации и закреплению в действующем законодательстве.

Один из них - совместный приказ МВД РК, МЮ РК, КНБ РК, Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан «О взаимодействии правоохранительных органов и субъектов гражданского общества при осуществлении проверок жалоб о пытках и иных недозволенных методах ведения дознания и следствия, а также уголовного преследования по данным фактам» направлен, прежде всего, на надлежащее выполнение нашим государством обязательств, вытекающих из Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также  иных, ратифицированных Республикой Казахстан международных договоров. Этот приказ был подписан 02 февраля 2010 года.

В этом году введены в действие новые кодексы уголовного закона страны, предусматривающие действие НПМ и нормы, направленные на уважение человеческого достоинства и его неприкосновенность. Говорить о существенных  изменениях в правоприменительной практике нововведений, конечно,  несколько преждевременно. Тем не менее, это достаточно серьёзные шаги нашего государства в сфере правоотношений «человек - государство», где государство помогает в реализации человеком конституционных прав и воздерживается от действий, обеспечивая свободы человека, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан.

Отвечая на вопрос о воздействии на ситуацию институтов гражданского общества, могу привести перечень рекомендаций, наработанный за более чем двадцатилетний срок работы нашей организации в неправительственном секторе, но ограничусь только лишь перечислением направлений:

  • обращение правозащитных НПО в государственные институты по контролю за соблюдением прав человека и  их  защиты;
  • мониторинг ситуации с правами человека – государственные органы могут сформулировать заказ на проведение таких исследований, а некоммерческие организации способны выполнить такие исследования на достаточно высоком профессиональном уровне;
  •  установление тесных контактов с международными институтами защиты прав человека, международными правозащитными организациями и правозащитными организациями других государств с целью координации усилий для влияния на ситуацию с правами человека в нашей стране и в регионе;
  • проведение конференций,  семинаров,  "круглых столов", встреч, выступлений в средствах массовой информации, имеющих важное значение для развития демократии и соблюдения прав и свобод человека, упрочения человеческого достоинства;
  • распространение правозащитной литературы и создание  обучающих программ в области прав человека;
  • консультирование и обучение граждан способам и навыкам общественной и индивидуальной самозащиты с целью укрепления уважения со стороны должностных лиц к фундаментальным конституционным правам и свободам человека.

По всем перечисленным здесь направлениям институты гражданского общества готовы работать с государственными органами для упрочения Конституционной неприкосновенности человеческого достоинства на всей территории Республики Казахстан и на территории Карагандинской области в том числе.

Возвращаясь к теме неприкосновенности человеческого достоинства, скажу, что первостепенным сегодня является образование в области прав человека и следование приоритетам Организации Объединенных Наций в этом вопросе. К такой работе в Казахстане мы приступили и проводим, во многом, благодаря международным организациям: ОБСЕ и ПРООН. Особо отмечу участие в ней (работе) Министерство иностранных дел РК, Министерство юстиции РК, Уполномоченного по правам человека в РК, аппарата Уполномоченного – Национальный центр по правам человека, Комиссию по правам человека при Президенте Республики Казахстан, благодаря которым ежегодно проводятся Августовские чтения, посвященные Дню Конституции Республики Казахстан.

Хотелось бы, чтобы практически все министерства и ведомства нашей страны принимали участие в посильных мероприятиях по образованию в области прав человека и укреплению конституционного правосознания в год двадцатилетия Конституции Республики Казахстан. Ведь других рецептов по упрочению человеческого достоинства и его неприкосновенности попросту нет. Только один: неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Казахстан всеми государственными органами и представителями государства на всей территории нашей страны.

 

10 марта 2015 года